phone +38(067)184-92-98(туры, трудоустройство, реклама)
access_time 10 00 - 18 00
location_on 01024,Украина,г. Киев, ул. Круглоуниверситетская,13, оф. 1

«Таврийский Афон».Григорьевский Бизюков монастырь на Херсонщине.

<УКРАИНА. ОТДЫХ, КУРОРТЫ, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ>

Село Красный Маяк, в Херсонской области, в Бериславском районе,  в 90 км от  областного центра. Главной достопримечательностью здесь является стоящий на высоком правом берегу Днепра «Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь» ,вернее то, что от него осталось на сегодняшний день.

Ранее на месте монастыря находилась турецкая крепость, затем запорожский городок. Есть тут и пещеры с выходом к Днепру, и остатки валов.

Основание монастыря тесно связано с интенсивным освоением причерноморских степей, начавшимся в результате русско-турецких войн в XVIII в. Первоначально, 1782 году здесь появилась Сафроневская пустынь, позднее , 1808 году,  преобразованная в «Григорьевский Бизюков монастырь» . В настоящий момент сохранились фрагменты каменных стен со стороны Днепра,  северо-восточная, юго-восточная и юго-западная угловые башни, Покровская церковь, ворота монастыря , изготовленные в 1898 году, а также некоторые служебные постройки, построенные в   XIX веке.

Сохранившиеся башни имеют круглую форму  с декоративными зубчиками на карнизах,увенчаны они главками с конусообразными окончаниями на восьмигранных барабанах, перекрытия во всех сохранившихся постройках деревянные, входы в башни прямоугольные со стороны монастырского двора.

В начале  XX века Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь занимал пожалуй второе место (в духовном плане) после Киево-Печерской лавры.

История обители славна и трагична одновременно.
Н.Ф. Ногачевский-летописец монастыря  так описывал место, где была основана  обитель: «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное — запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».

 

На краю Пропасной балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. Именно в самой крепости в 1782 г. возникло «Софрониевское подворье», впоследствии преобразованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в округе  настала тишина и спокойствие, так как все шайки разбойников скрылись, а с ними исчезла и преступность.

Основание «Софрониевского подворья» тесным образом связано с именем игумена Феодосия- именно он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой «…о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью…» Прошение игумена было удовлетворено : «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…» В результате первоначально здесь были построены несколько келий для монахов и часовня.

Поселенцы  с  успехом начали вести хозяйство на подаренной земле. В результате здесь была сооружена первая деревянная церковь во имя святого мученика Григория- просветителя Великой Армении.

Некоторое время спустя церковь из-за неудобства места была перенесена на противоположную, левую сторону балки. Она стала более прочной, с каменными стенами и в результате простояла до времен послереволюционных гонений  и была разрушена приблизительно в 1969 г. По имеющемуся преданию, средства на  строительство этой церкви были частично получены  от запорожских казаков.

В начале XIX века пустынь  носила название «Новогригорьевской»,  вокруг нее осваивались и заселялись новые земли. Но не было по близости ни одного мужского монастыря. А именно в ту самую пору в  Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестностях города Дорогобужа. Боярин Федор Салтыков был человеком  набожным и благочестивым. Позднее он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь в Бизюкове был очень хорошим и долгие годы во времена Польско-Литовского правления он являлся духовной крепостью Православия , ограждая христиан-славян от насаждения им католицизма и унии . После ухода польско-литовских князей монастырь утратил свое значение.  За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл и расцвет, и упадок.

4 декабря 1803 г, . Указом  Александра I,  Новогригорьевская пустынь была преобразована во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а  Бизюков монастырь на Смоленщине был упразднен. Бюджет  был перенаправлен на содержание Григорьевского монастыря.

«Таврийский Афон» – так назвали современники  место, где стоял Свято-Григорьевский Бизюков монастырь. Вглубь  высоких покатых склонов и обрывистых берегов уходили извилистые подземные ходы и пещеры, тянувшиеся на десятки километров. Кем и когда они были вырыты, точно не известно, но есть  предположения, что появились они в ту самую пору , когда земли Таврии беспощадно топтали дикие и жестокие племена кочевников, не оставлявших ничего живого на своем пути. В более поздние времена подземными ходами пользовались запорожцы и ищущие уединения христиане.

К концу XIX столетия «Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь» имел на своей территории собор Вознесения Господня,  Григорьевскую церковь, Спасскую церковь, Пантелиимоновскую церковь, Покровскую (зимний собор) церковь, церковь Трех Святителей – Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Последняя церковь была домовая и располагалась в северо-восточной части архиерейского особняка. Расписывать храмы в те времена приглашали итальянских мастеров. Образы ангелов, святых апостолов с евангельских картин поражали  входящих в храмы великолепием красок и горним откровением.

В начале ХХ века монастырь представлял из себя огромное поселение. На монастырских полях паслось: тысяча голов крупного рогатого скота, две тысячи лошадей и более двадцати тысяч овец. Земельные владения монастыря простирались  в длину на 45 километров и ширину 7,5 километров,  площадь составляла 32 тыс.га. На монастырских полях выращивали рожь и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. В монастырских садах росло множество плодовых деревьев и прекрасный виноград, из которого в больших количествах делали отличное монастырское вино. Урожайность зерновых на монастырских землях значительно превышала среднюю по Херсонщине.

После Столыпинской реформы количество людей желающих взять землю в аренду значительно выросло. Это привело к тому , что увеличился приток к обители новых рабочих рук. За 20 лет  число жителей в монастыре возросло почти  в 6 раз и в 1916 году составляло 910 человек. На территории монастыря работали мельницы и винодельни, маслобойни и молокарня в которой изготавливали голландский сыр. Также в окрестностях содержались пасеки, имелись и два рыбозавода, один из которых постоянно сдавался в аренду. В районе Пропасной балки были выстроены конюшни и всевозможные мастерские, работала кузница и черепично-кирпичное производство. специальное место было отведено под известковую. Известь в монастыре десятилетиями готовили по специальной технологии и использовали в не прекращающемся строительстве. Сохранившиеся по сегодняшний день строения свидетельствуют о непревзойденных свойствах местной извести. Не так давно были обнаружены  запасы извести в районе старых монастырских мастерских. Прочность материалов тех времен доказывают существующие и поныне выложенные кирпичом потолки братского корпуса , на сегодня это гостиница для паломников и другие постройки монастыря.

Отдельно стоит упомянуть о монастырской больнице.  Открытие её состоялось в декабре 1891 г. Больные получали здесь помощь, как стационарную, так и амбулаторную. Пациентами были монашествующие, служащие в монастыре, штатные рабочие и пришлый люд (богомольцы, странники, сезонные рабочие).  Лечили здесь  тиф, пневмонию, дизентерию, сибирскую язву и лихорадку,  проводили и несложные хирургические операции. Хорошо снабжалась аптека при больнице.

В начале ХХ столетия монастырь  сам  обеспечивал себя электроэнергией. В архивах сохранилось  описание: «электрическая станция, в которой находится 2 газогенератора, 2 мотора к ним 30 сил, 2 насоса водопроводных диаметром 700 ведер воды в час каждый, заряд аккумуляторов, динамо-мотор 23 сил и все остальные приспособления полного оборудования станции…»  В 1924 г. монастырская  электростанция была разорена. Монастырский  водопровод действует в селе до сегодняшнего дня.

В 1913 г. при Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре были открыты миссионерские курсы, а в 1914 г. на их основе учреждена единственная в Российской Империи  «Духовная миссионерская семинария». Студентами семинарии становились дети из семей монастырского поселения, которое к тому времени было очень большим. Летом 1917 г. в монастыре состоялся Общероссийский съезд православных миссионеров.

С Первых дней Первой мировой войны  обитель стала оказывать и материальную помощь фронту. По указанию архиепископа Назария, в 1914 г. был создан отряд из братии и иеромонахов- их обучили санитарному делу и отправили на фронт. В самом монастыре был оборудован лазарет для раненых.

С советским периодом истории Украины связаны самые трагические страницы истории монастыря. После Октябрьского переворота, в  1917 году, у обители отобрали землю. Но весной следующего года, с приходом австро-германских войск, монастырю все было возвращено. Период правления гетмана Павла Скоропадского  характеризовался  стабильностью, но с приходом к власти Директории Украинской Народной Республики ситуация изменилась-с северо-востока начала наступление красная армия, одновременно на юг Украины были направлены большевистские агитаторы с целью создания  партизанских отрядов. С наступлением 1919 года  мирная жизнь  для Григорие-Бизюкова монастыря закончилась. Правда с приходом й армии Деникина ситуация в монастыре несколько стабилизировалась, однако вскоре в уезде снова были красные. Есть предположение, что действие пьесы  Булгакова «Бег», начинается именно в Григорие-Бизюковом монастыре. Тут стоит вспомнить ремарку первого действия: «внутренность монастырской церкви где-то в Северной Таврии» и реплику Голубкова: «…У них внизу подземелье… Очевидно, пещеры, как в Киеве». В то время единственный монастырь в Северной Таврии, имеющий пещеры, был  Григорие-Бизюков.

О состоянии монастыря в первые годы после Октябрьской революции образно и саркастически писал в очерке «На руїнах Бізюкового монастиря”, опубликованном в газете «Наддніпрянська правда”,  19 августа 1928 года Юрий Дольд ( будущий советский писатель Дольд-Михайлик) : «Пришла революция – и монастырь, живший исключительно с арендной платы и жертв богомольцев, — распался… Богатые монастырские церкви позакрывались. Воробьи домовито угнездились в их куполах и лишь иногда беспокойно чирикали, когда какой-нибудь партизанский отряд заскакивал в церковный двор, чтобы одолжить в церкви полотняных картин себе на леи. И лики святых, писанные с тех же монахов искусными руками итальянских художников навсегда прятали свои лица, крепко пришитые к партизанским штанам».

Спустившись в один из темных подвалов монастыря, где пьяные махновцы, прежде чем расстрелять монахов,  пытали их так как хотели выведать, где спрятаны сокровища ( ведь доходы-то были немалые) можно и сейчас увидеть темные пятна на каменной стене . Это  несмываемые следы  крови. Говорят, во время , когда совершаются молебны они проявляются ярче. Если внимательно присмотреться к стене, то можно заметить мужской образ с бородой. Как в такой ситуации не провести  ассоциацию с плащаницей Христа, на которой отпечатался Его лик.

Советский период монастыря можно описать кратко :

-в 1921 году была попытка создать на базе монастыря совхоза «Красный маяк», для чего суда были завезены 200 крестьян из Рязанской губернии. Попытка закончилась провалом, во время голода крестьяне разбежались.

-в 1921 году Григорьевская, Спасская, Пантелеймоновская церкви и Вознесенский собор были закрыты, а богослужение продолжалось только в Покровском зимнем соборе.

— 3 мая 1922 года в монастырь приехала комиссия по изъятию церковных ценностей. была отобрана митра архимандрита с серебром и жемчугами и другие вещи – общим весом около 20 кг.

-15 июня 1922 года власть закрыла и Покровский храм.

-позднее часть  бывших владений монастыря взяла в аренду артель «Селянська культура», состоявшая из американских колонистов, а большая часть  земель монастыря отошла к совхозу, который постепенно начал возрождаться. На воротах монастыря появилась табличка «Савецькое хозяйство «Червоний маяк». В это время церкви стали клубами и складами.

-в 1929 году на «индустриализацию» страны были отправлены колокола.

-в начале 1930-х годов в  трёхэтажном братском монастырском корпусе работала школа комсомольского и партийного актива.

-в 1950-е годы  было разобрано из-за нехватки кирпича на строительство объектов коммунизма несколько монастырских зданий. Не стало старой, выстроенной на средства «запорожцев» церкви святого мученика Григория, часовен и многих других строений. В бывшем зимнем соборе Покрова Богородицы на берегу Днепра проводилась культурно-массовая работа- вечерами здесь гремела музыка , проводились танцы. В храме была устроена библиотека .

-к концу 1950-х на месте прежнего  сада и виноградника появились ряды однотипных домиков. Здесь обустролись переселенцы из разных областей Украины, приехавшие поднимать социалистическое хозяйство

-в 1967 году разрушен Вознесенский собор. От него остались  три великолепные арки, на одной из которых, алтарной, каждый год прилетающие аисты вьют гнездо.

-в 1969 году бульдозерами срезано монастырское кладбище, снесены и разрушены старые каменные кресты и надгробья, раскрыты святые могилы. Старожилы свидетельствовали , что из поруганных захоронений появлялись нетленные мощи святых угодников. Нетленными были, и их лица, и деревянные нательные кресты. Всё увозилось в неизвестном направлении. Оставшиеся кости складывали в деревянные ящики и закапывали за селом.

-на святом поруганном месте к юбилею Ленина , в 1970 году был заложен  фундамент будущей школы. Вскоре он треснул, был  заложен новый, но тоже на месте  могил. Здесь же был оборудован школьный стадион и построен тир. Дети гоняли по школьному двору череп монаха. Часто на школьных линейках  ученики теряли сознание, учителя же объясняли это  солнечным ударом.

Возрождение монастыря началось в 1992 г. В единственной уцелевшей церкви начали совершать богослужения. В монастыре был введен строгий внутренний устав, ежедневный круг богослужений.

Современная жизнь монастыря невозможна без пожертвований и помощи неравнодушных. Их средства и  старания уже приносят определенные плоды, их имена вносятся в вечное поминовение у алтаря. Благодаря стараниям энтузиастов приобретают живой облик территория и старинные строения. На сегодня отремонтировано и обновлено внутреннее убранство бывшего приютского храма.

 

 

Тур, туризм, искусство путешествий, катышев андрей, найти тур, купить тур, горящий тур, трудоустройство за рубежом